Четверг, 25.04.2024, 04:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Детская библиотека г.Вилково

Поиск
Форма входа

Наш банер
Герб України
Герб Вилково.
Запорозький козак
Вилково
Князь Володимир
Одесская область
ПРО КОЗАКА ГОЛОТУ
Города и села
Статистика

Онлайн всего: 1
Зайцев: 1
Пользователей: 0

Рефераты

Главная » 2013 » Ноябрь » 6 » АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
16:34
АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»


Образование является одним из главных социальных институтов. В настоящее время оно претерпевает значительные изменения. Меняется образовательная парадигма и это, безусловно, способствует определенным изменениям в преподавании. Современное образование наполнено процессами глобализации, гуманизации, интеграции, информатизации. Это все не может оставить неизменным процесс преподавания.

Как и любой специалист, преподаватель должен соответствовать требованиям, которые диктует государство, общество и современный ритм жизни. Преподаватель значительно влияет на духовный мир студента, его интеллектуальный потенциал и мировоззрение. Преподаватель должен уметь адекватно оценивать и корректировать свое поведение. Развитие студента является одним из основных предназначений преподавателя. В его профессиональные обязанности входит развитие личности учащегося, воспитание гуманных качеств и уважительного отношения к окружающим. В последнее время часто стало использоваться такое понятие как «компетентность», а именно «профессиональная компетентность». Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность» в настоящее время?

Профессиональная компетентность — характеристика, которая отображает деловые и личностные качества специалиста, отображает уровень знаний, умений, опыта, достаточных для того, чтобы достичь цели в определенном виде профессиональной деятельности, а также моральную позицию специалиста [1, с. 722].

Компетентность — это совокупность знаний и умений, которые необходимы специалисту для реализации эффективной профессиональной деятельности: умения анализировать и прогнозировать результаты работы, использовать современную информацию относительно определенной отрасли производства.

Критерием профессиональной компетентности является общественное значение результатов работы специалиста, его авторитет в конкретной области знаний. Профессиональная компетентность является достаточно многоаспектным явлением. Начавшийся Болонский процесс постоянно напоминает о необходимости использования компетентности в образовании.

Профессиональная компетентность складывается с учетом индивидуальных характеристик личности. В условиях глобализации каждый отдельный преподаватель по-разному приспосабливается к изменяющимся условиям, самостоятельно принимает решения относительно своей профессиональной деятельности. В наше время умение приспособиться к изменениям в образовательной сфере, способность мобилизировать собственные умения, знания и навыки, уметь противостоять различным неблагоприятным факторам является одной из центральных проблем профессиональной деятельности преподавателя.

Компетентность — это способность человека выполнять работу правильно. Компетентность представляет собой набор определенных качеств поведения, которые обеспечивают структурированное руководство, оценку и развитие поведения у отдельных сотрудников. Согласно информации, которая содержится в свободной энциклопедии «Wikipedia» термин «компетентность» впервые появился в статье, автором которой является Craig C. Lundberg в 1970 году. Данный термин становится все более популярным, когда в 1973 году, Дэвид МакКлелланд написал основополагающую статью под названием «Проверка на компетенцию, а не на интеллект". С тех пор этот термин популяризируется [8].

Американские и британские ученые провели множество исследований относительно понятия «компетентность». Американские исследователи относят понятие компетентность к индивидуальным качествам. Они включают в компетентность умения и навыки относительно выполненной работы. Британские исследователи рассматривают компетентность шире, чем американские, и считают, что это не только качества, которые человек использует в своей профессиональной деятельности, но к ним они относят и личностные характеристики, качества характера, которые направлены не только на достижение конечного результата, но и на гармоничное общение в коллективе.

Британские исследователи считают, что главной целью профессиональной компетентности является оценка и аттестация сотрудников. Они сосредоточены на развитии профессиональной деятельности. Британские ученые оценивают уровень достижения профессионализма благодаря документальным доказательствам выполненной работы. Дальнейшая перспектива изучения данной проблемы британскими исследователями — конструктивная.

Целью изучения компетентности американскими исследователями является повышение продуктивности профессиональной деятельности. Исследования сосредоточены на изучении индивидуального поведения, определения стандартов отличного поведения в период профессиональной деятельности. Большой акцент делается на выполнение индивидуальных заданий. Показателем профессиональной компетентности, согласно американскому подходу рассмотрения проблемы профессиональной компетентности, является взаимосвязь между профессиональными чертами характера и проделанной работой. Дальнейшая перспектива изучения проблемы профессиональной компетентности американскими учеными когнитивная [7].

Несмотря на то, что процесс образования довольно индивидуален для каждого учащегося, преподаватель загоняется в определенные рамки, от которых не может отступать. Определенные рамки стандарта образовательной сферы, диктуемые государством, очень часто мешают развитию творческого и индивидуального подхода к преподаванию, в то время, когда результатом деятельности должны стать творчество и развитие индивидуальности.

Уровень профессиональной подготовки, конкурентоспособность, мобильность, умение работать в коллективе, логически излагать свои мысли, успешность в профессиональной деятельности показывает уровень сформированности компетентности в области овладения информационными технологиями. Деятельность любого высшего профессионального образовательного учреждения должна ориентироваться на эти цели [2, с. 63].

Это имеет большое значение для будущих преподавателей, которые становятся гарантами формирования интеллектуального, образованного, коммуникативного, нравственного и интеллигентного социума. Поэтому формирование профессиональной компетентности преподавателя является актуальной, не утратившей своей современности проблемой.

Проблема «компетентности» изучалась многими исследователями. По мнению Огарева Е.И. «компетентность — категория оценочная, которая характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, где развитие способностей человека дает ему возможность выполнять квалифицированную работу, принимать решения в проблемных ситуациях, планировать и совершенствовать действия, которые приводят к успешному достижению поставленных целей» [3, с. 10].

Некоторые исследователи (Л.И. Анцыферова, Ю.В. Варданян, И.О. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.И. Огарев) рассматривают профессиональную компетентность педагога, выделяя психологические, педагогические и социальные условия ее становления. Они выделяют ее как [4, с. 58]:

·совокупность профессиональных качеств;

·как сложную единичную систему внутренних психических состояний и свойств личности специалиста, готовность к реализации профессиональной деятельности и способность действовать;

·как способность реализовывать на определенном уровне професиональные и должностные требования;

·как самообразование в профессиональной сфере;

·как устойчивая способность к деятельности со «знанием дела»;

·как способность к актуальному выполнению профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность при всех общих к ней требованиях, в то же время зависит от умений и навыков преподавателя, его индивидуальных характеристик, от его подготовленности и способности к саморазвитию.

В современной науке существует множество формулировок компетентности, ее компонентов, критериев, набора качеств, которыми должен обладать преподаватель.

Согласно современным исследованиям в основе компетентности находятся индивидуально-психологические качества, объективные условия развития общества, его современные особенности и условия профессиональной деятельности. Говоря о профессионально-педагогической компетентности, исследователи отмечают противоречие между стремлением к творческой реализации своей деятельности, использованием индивидуального подхода, постижением новых знаний, применением инновационных технологий и всеускоряющимся ритмом развития социальных институтов, в частности образования. Часто требования к педагогической компетенции и возможности их реализации не совпадают.

Дж. Равен придерживается мнения о характере психологических зависимостей. Ученый предполагает, что психологические законы — это больше законы-тенденции, чем однозначные количественные зависимости физического типа. В связи с этим большое внимание Равен уделяет не только актуально проявляющимся компонентам компетентности, но и латентным, скрытым, виртуальным, которые могут проявляться (и нередко действительно проявляются) в новых ситуациях жизнедеятельности. Дж. Равен рассматривает компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения определенных действий в конкретной профессиональной области, куда входят узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, понимание ответственности за свои действия, способы мышления. Исследователь выделяет "высшие компетентности", предполагающие наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для реализации поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий [5, с. 30].

Американский психолог Э. Шорт характеризует профессионального работника как человека, который обладает знаниями определенных наук и умениями, которые с ними связанны, навыками, необходимыми для выполнения психомоторных функций, профессиональных ролей, когнитивной и аффективной деятельности, межличностного общения. Также уделяется большое внимание развитию способностей, отношений, знаний, умений, мотивов, убеждений и ценностей, которые необходимы для компетентного исполнения социальных ролей и взаимодействия с миром[4, с. 59].

Профессиональная компетентность преподавателя включает в себя следующие компоненты [6, c. 22]:

1)специальная компетентность — подготовка к самостоятельной реализации определенных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своей деятельности, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

2)персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональной деятельности;

3)социально-правовая компетентность — сюда входят знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также способности профессионально общаться и достойного поведения;

4)экстремальная компетентность — способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, чрезвычайных ситуациях.

В заключении хотелось бы сказать, что важными составляющими компонентами профессиональной компетентности являются деятельностный, личностный и коммуникативный, а также ее формирование невозможно без саморазвития. Проблема профессиональной компетентности до конца не изучена и на сегодняшний день остается актуальной.

Список литературы:
Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. — Кн.1 –174 с.
Огарёв Е.М. Компетентность образования: социальный аспект. - СПб.: РАОИО, 1995.
Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования, 2012 № 2.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. — М., Когито-Центр, 2002.
Енциклопедія освіти/Акад. пед. Наук України; головний ред. В.Г. Кремень. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — 1040 с.
Garavan, T. & McGuire, D. (2001): "Competencies & Workplace Learning: Some Reflections on the Rhetoric & the Reality", Journal of Workplace Learning, Vol. 13, No. 4, p. 144—164.
Wikipedia The Free Encyclopedia, Competence (human resources) [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Competence_(human_resources) (дата обращения 27.12.2012).
Просмотров: 3510 | Добавил: rusy | Теги: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
..
Праздники Украины
Праздники Украины
Погода
Прогноз погоды в Вилково » Украина
ПАВЛО ЧУБИНСЬКИЙ
Шевченко Т Г
М.Коцюбинський
ЛЕСЯ УКРАЇНКА
Іван Франко
Пришвин М.М
Вишня Остап
111


Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" - сочинение "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Реферат: Політичний портрет М. Грушевського

Скачать Бонк - Английский шаг за шагом

Смотреть онлайн Гарри Поттер (все части)

Смотреть онлайн Сказка о царе Салтане (1966) DVDRip

Смотреть онлайн Дюймовочка (2007) DVDRip

...
Поисковый анализ сайта
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2024