Четверг, 17.08.2017, 12:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Детская библиотека г.Вилково

Поиск
Форма входа

Наш банер
Герб України
Герб Вилково.
Запорозький козак
Вилково
Князь Володимир
Одесская область
ПРО КОЗАКА ГОЛОТУ
Города и села
Статистика

Онлайн всего: 1
Зайцев: 1
Пользователей: 0

Рефераты

Главная » 2013 » Сентябрь » 5 » ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЛИПОВАН ЮЖНОГО ПОДУНАВЬЯ
10:45
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЛИПОВАН ЮЖНОГО ПОДУНАВЬЯ


На современном этапе развития этнологии особое внимание уделяется вопросам изучения механизмов сохранения этнической специфики материальной культуры этноса. Особенно актуальна данная проблема для изучения населения полиэтничных регионов, одним из которых является Южное Подунавье, где в результате активного взаимодействия представителей различных традиций формируется общерегиональная культура. С начала ХХ века значительное влияние на интеграционные процессы стала оказывать общая тенденция урбанизации культуры и быта сельского населения. Однако это не привело к полной нивелировке этнической самобытности отдельных культур, поскольку, как отмечают исследователи, в условиях массового производства и распространения стандартизированных вещей этническая специфика начинает проявляться не в самих вещах, а в особенности их использования (1, 62-63; 2, 127), а также в наделении отдельных элементов материального мира знаковой символической сущностью (3, 47).
С этой точки зрения достаточно интересным и информативным представляется исследование костюма проживающих в южной части дельты Дуная русских старообрядцев (липован), представляющих собой этноконфессиональную группу, т.е. такую общность людей, которые имеют материальную культуру, отличную от окружающей, вследствие как этнических, так и ее религиозных компонентов.
Одежда как часть культуры этноса выполняет не только функции защиты человека от воздействия природной среды, но и отражает социальное положение людей, их хозяйственную деятельность, принадлежность к тому или иному народу, в целом, или этнической группе, в частности.
В настоящей статье рассмотрен как костюм в целом, так и его отдельные элементы, которые сохраняли этническую специфику и способствовали формированию стереотипа восприятия старообрядцев представителями других этносов, проживающих в Южном Подунавье. Кроме того, прослежены отдельные функции элементов одежды в обрядовой практике липован.
В основу исследования положены материалы, собранные методом интервьюирования в ходе полевых исследований сотрудников и студентов Одесского государственного университета им. И.И.Мечникова в сс.Приморское (Жэбрияны), Мирное (Карячка), Васильевка Килийского района и сс.Муравлевка, Старая Некрасовка Измаильского района Одесской области.
Согласно собранным данным, основная тенденция развития костюма липован в первой половине ХХ века, так же как и у представителей других этносов региона, заключалась в активном использовании для изготовления одежды покупных тканей (ситец, шелк, байка) и восприятии общеевропейского костюма. В этой связи, практически не сохранились материалы о технологии ткачества как домашнего промысла, хотя изготовлением одежды традиционно продолжали заниматься в каждой семье.
Вместе с тем, процесс урбанизации не привел к полному вытеснению традиционных форм одежды. Так, по воспоминаниям респондентов, в конце ХIХ – начале ХХ века в исследованных нами старообрядческих селах бытовал комплекс женской одежды с сарафаном, характерный для северных и центральных губерний России. Основу этого костюма составляли: рубаха и сарафан.
Нами зафиксировано несколько типов рубах. Первый тип, бытовавший в сс. Мирное, Муравлевка, Старая Некрасовка, Василеьвка, представлял собой цельнокроенную рубаху (рубаха) с круглым воротом (ошивка – с.Муравлевка, выкат – с.Старая Некрасовка), соединявшимся при помощи тесемок (шворки – сс. Мирное, Ст.Некрасовка) либо стянутым шнурком (учкур – с.Муравлевка), длинными до кисти рукавами, заканчивавшимися свободно.
Наряду с цельнокроенными рубахами, в с.Муравлевка носили рубахи с поперечным швом, делившим стан на две части: верхнюю (чехлик) и нижнюю (станушка), в боковые швы которой вставляли трапециевидные вставки (уставки). Рукава длиной ¾, заканчивались свободно. Под рукава вставляли четырехугольные клинья (ласточки).
Хотя вышеописанные рубахи не находят прямых аналогий в русском костюме, однако, их конструктивные особенности генетически связаны с традиционной женской нательной одеждой русских (4, 600-612). Модификация кроя (отсутствие поликов, боковых вставок и т.д.) вызвана использованием для их изготовления более широкой чем домотканина покупной материи.
Вместе с тем, необходимо отметить некоторые изменения в функциях женских рубах, произошедших под влиянием распространения в первой половине ХХ века среди липованок рубах без рукавов, получивших в этнографической литературе название западнославянских или западноевропейских. Рубахи без рукавов, как правило, носили девушки и молодые женщины, а рубахи с рукавами становятся принадлежностью костюма представительниц старшего поколения, т.е. являлись показателем принадлежности женщины к определенной возрастной категории. Кроме того, в этот же период начинают бытовать надеваемые под рубаху короткие до пояса кофты без рукавов (талички), которые стягивали грудь и использовались исключительно в качестве нижнего белья.
Поверх рубахи носили прямой с лифом сарафан (шубка), сшитый из нескольких (от 4 до 8) прямых полотнищ, собранных на обшивке в складки (тирольки). В 20-е годы на смену сарафанам приходят кофты (кофты – сс.Мирное, Муравлевка; кохты – сс.Ст.Некрасовка, Муравлевка, Васильевка; баски – сс.Муравлевка) и юбки (юбки – с.Мирное; шубки – сс.Мирное. Ст.Некрасовка, Васильевка), крой которых практически не отличались от аналогичных элементов одежды проживавших в Южном Подунавье украинцев, православных русских, болгар. Кофты шили с длинными заканчивающимися на кисти манжетом либо свободно рукавами, стоячим или отложным воротником либо без него, застежкой спереди на пуговицах. Бытовали кофты как отрезные по линии талии с расклешенной баской, так и широкие. Вместе с тем, предпочтение отдавалось широким кофтам, носившимся навыпуск, сохранявшим таким образом свободный силуэт. Возможно это было связано с традиционными представлениями о женской красоте.
Юбки были длинной по щиколодку, как правило, темных цветов (черные, коричневые, темно-зеленые). Ширина юбки зависела от предназначения: повседневную юбку шили из 2-5 полотнищ (полок), количество полотнищ в праздничной доходило до 12. Количество полотнищ, шедших на изготовление юбки девушек на выданье, демонстрировали окружающим степень зажиточности ее семьи и служили показателем ее мастерства в шитье.
Интересным моментом является сохранение у липован для названия юбки термина шубка. Аналогичный перенос названия сарафана на юбку зафиксирован и у липован Румынии (5, 146).
С 20-30-е гг. ХХ века получают распространение платья из покупной материи, фасон которых представлял собой первоначально сшитые вместе кофту и юбку.
В качестве традиционной поясной одежды использовали как передники, скроенные из одного куска ткани грудинка и полотнище либо состоящие из грудинки в виде небольшого прямоугольника с петлей из тесьмы, надеваемой через голову на шею, и пришитого к грудинке полотнища ткани, снабженного у талии завязками, так и фартук, укрепленный при помощи завязок на талии. Причем для всех типов существовало одинаковое название, отличавшееся лишь в различных населенных пунктах: запон – с.Муравлевка; фартук – сс.Мирное, Ст.Некрасовка, Васильевка. Как отмечают исследователи, передник с нагрудником являлся характерным элементом русского женского костюма. Распространение среди русских фартука без нагрудника Г.С.Маслова связывает с городским влиянием (4, 650). Возможно, на его появление у липованок повлияла также традиции соседнего украинского населения, для которых этот такой фасон поясной одежды был более характерен.
В начале века продолжала существовать характерная и для традиционного костюма русских основной этнической территории, а также проживающих в других регионах старообрядцев (6, 241-242), регламентация девичьих и женских причесок и головных уборов. Девушки заплетали волосы прядями вверх в 1 косу. В отличие от представительниц других славянских этносов, которые до замужества могли ходить с непокрытой головой, незамужние липованки обязательно носили платки. Возможно, на появление этого обычая оказала влияние церковная регламентация, не допускавшая отсутствия головного убора у всех женщин, не зависимо от их семейного положения.
Замужние женщины заплетали волосы прядями вниз в 2 косы и прятали их под шапкообразный головной убор (кичка – сс.Мирное, Муравлевка, Приморское, Васильевка, Ст.Некрасовка), поверх которого надевали еще один (сборник – сс. Мирное, Муравлевка, Васильевка; очипок – с. Ст.Некрасовка; капор – с. Приморское), а сверху платок или косынку. Отличие этих головных уборов заключалось лишь в материале изготовления: нижний шили из ситца, верхний – из шелка или атласа, как правило, красного цвета.
Согласно русской традиции, сложный головной убор, насчитывавший несколько предметов, являлся непременным атрибутом костюма замужней женщины. Однако, в головной убор липованки входило меньшее число предметов. Кроме того, сам термин “кичка” предполагает наличие твердой основы, не зафиксированной в старообрядческих селах Одессщины. В этой связи, можно согласиться с мнением Л.Н.Чижиковой, изучавшей материальную культуру русских, проживающих в Молдавии, что устойчивость сохранения термина “кичка” свидетельствует о бытовании у старообрядцев кичкообразного головного убора, аналогичного распространенному в России (7, 40), который к началу ХХ века трансформировался.
Платки и косынки у девушек и замужних женщин в начале ХХ века практически не отличались. Бытовал несколько способов завязывания платков: сзади на шее или на затылке, под подбородком. В основном, выбор того или иного способа диктовался ситуацией и не зависел возраста и семейного положения. В с.Мирном зафиксирован лишь особый прием ношения головного убора, использовавшийся женщинами при посещении церкви: концы платка не завязывали, а скрепляли под подбородком при помощи булавки таким образом, чтобы шея и верхняя часть плеч были закрыты. По мнению некоторых исследователей, этот способ ношения платка является одним из древнейших. Наиболее долго он сохранялся именно в старообрядческой среде. Помимо липован, в начале ХХ веке его использовали также старообрядки Нижегородской, Костромской и Владимирской губерний (4, 664).
Необходимо также отметить, что у липованок этого же населенного пункта способ завязывания платка сзади на затылке считался не совсем пристойным. В этой связи, в начале ХХ века им чаще пользовались представительницы молодого поколения.
Летом девушки и женщины ходили, как правило, босиком. В холодное время года на ноги одевали вязанные шерстяные чулки (чулки – сс. Мирное, Муравлевка; чурапики – сс. Васильевка, Ст.Некрасовка). Девушки носили чулки ярких цветов, пожилые женщины - темных. Кроме того, на ноги наматывали портянки (вонучки – с. Мирное; онучи – сс. Муравлевка, Приморское; брезенты – сс. Ст.Некрасовка, Васильнвка). Рабочей обувью, чаще всего, служили кожаные постолы (постолы) либо вязанные из шерсти или плетенные из камыша тапочки (лапти). В праздник обували покупные туфли, ботинки (ботинки – с. Мирное; шушони – с.Приморское; чипици – с. Васильевка ), калоши или резиновые сапоги.
Неотъемлемой составной частью женского костюма были разнообразные украшения: бусы (монисто), кольца (перстни), сережки (сережки). Большинство из этих украшений покупали в городе, только кольца могли изготавливать из монет сельские мастера. Украшения начинали носить с того возраста, когда начинали посещать собрания молодежи.
В холодное время года одевали стеганные матерчатые безрукавки (душегрейки – сс. Муравлевка, Приморское), приталенную длиной до колен, расширенную к низу, свободную одежду (куцавейка – сс. Мирное, Муравлевка, Васильевка), полупальто из покупной материи (бурнус – с. Ст.Некрасовка; сачок – с.Васильевка), пиджак (сак – с. Муравлевка).
В первой половине ХХ века основу мужского костюма липован составляли рубаха и брюки. Мужская рубаха представляла собой косоворотку, являвшейся, по мнению этнологов, специфично русской одеждой (4, 581). Особое отношение липован к данному виду одежды иллюстрирует название косоворотки – липованская рубашка. Значение придавалось не только сохранению фасона рубахи, но и способу ношения: навыпуск, подпоясывая поясом. В с. Приморском зафиксирована интересная традиция бытовавшая еще в начале века, согласно которой подобная рубаха была единственной одеждой мальчиков до 14 лет. По воспоминаниям респондентов, к середине ХХ века косоворотки выходят из широкого употребления, их сменяют рубахи, близкие по фасону к современным, способ ношения которых в отдельных случаях (в молельной одежде, костюме покойного) сохранялся прежним.
В некоторых населенных пунктах поверх рубахи надевали одежду близкую к жилету (халдейка – с.Мирное). В 20-30-е годы ХХ века широкое распространение получили покупные или сшитые из фабричной материи пиджаки, являвшихся, как правило, принадлежностью праздничного костюма.
В начале ХХ века обязательным элементом костюма липован как женщин, так и мужчин был плетенный из шерстяных ниток пояс (пояс), концы которого украшали кистями. Различия существовали лишь в цветовом оформлении (женские пояса плели из нитей красного, синего, зеленого цветов, мужские – синих, коричневых, черных) и способах ношения: женщины завязывали пояс на левую сторону, мужчины – на правую. Узкий пояс в виде шнура характерен именно для русского костюма, поскольку у других славянских народов в качестве поясной одежды использовался широкий кушак. Постепенно пояс выходит из повседневного употребления в среде липован. Его обязательно надевали на любую одежду только при отправлении религиозных культов.
Кроме того, непременным атрибутом внешнего облика липован, выделявших среди населения Южного Подунавья, были бороды, ношение которых было широко распространено и в допетровской России. Запрет липованам брить бороду строго поддерживался церковью. До настоящего времени священник может отказаться отпевать покойного, если у него нет бороды.
Головными уборами летом служили кепки, шляпы, фуражки. Зимой носили овчинные шапки (шапка).
В качестве обуви мужчины использовали как самодельные постолы из кожи, так и покупные ботинки, сапоги, калоши.
В холодное время года безрукавки (душегрейки – с. Приморское; безрукавки – с.Ст.Некрасовка) овчинные шубы, расширенную к низу, с длинными рукавами и стоячим воротником одежду (поддевка).
Таким образом, в первой половине ХХ века липоване продолжали развивать свой самобытный комплекс костюма, основные компоненты которого генетически восходят к так называемому южному великорусскому комплексу. Примечательно, что по воспоминаниям некоторых русских православного вероисповедания (т.н. абаян), проживающих совместно с липованами в с.Васильевка, их предки также носили сарафан и шапкообразный головной убор. Однако, у православных эти элементы женского костюма раньше вышли из употребления и, в этой связи, в сознании старшего поколения, а также представителей других этносов, однозначно связываются с костюмом старообрядцев. Большее число традиционных черт сохранила женская одежда, тогда как мужская быстрее воспринимала новые виды одежды. Подобное явление характерно также для традиционной культуры других этносов и объясняется большей социальной мобильностью мужского населения.
Необходимо отметить значительную роль церкви в сохранении липованского костюма, что было обусловлено характерным для старообрядцев стремлением к продолжению традиций. Так, обязательность покрывания головы для незамужних липованок, вероятнее всего, появились под влиянием религиозных догматов старообрядчества. Вместе с тем, одежды, как и другие сферы жизнедеятельности липован, не была абсолютно замкнутой системой. На нее оказывали воздействие как традиционная одежда других этносов, проживающих в регионе, так и процесс урбанизации культуры. Однако, воспринимая новые для себя виды одежды, липоване адаптировали их, приспосабливая к своим нуждам, эстетическим и морально-этическим идеалам.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Арутюнов С.А. К проблеме этничности и интерэтничности культуры// Советская этнография. – 1980. - № 3. – С.59-64.
2. Щербий Г.С. Одежда//Украинско-молдавские этнокультурные взаимосвязи в эпоху социализма. – К., 1987. – С.124-136.
3. Артюх Л.Ф., Космина Т.В. Этническая символика в материальной культуре украинцев // Советская этнография. – 1989. - № 6. – С.46-54.
4. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в ХIХ-начале ХХ вв.//Восточнославянский этнографический сборник. – М., 1956. – С.543-757.
5. Винцлер А.Е. Свадебный обряд у липован // Советская этнография. – 1968. - № 1. – С.139-147.
6. Фурсова Е.Ф. Женская одежда старообрядцев Юга Западной Сибири (конец ХIХ-начало ХХ в.) // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. – Новосибирск, 1992. – С.240-247.
7. Чижикова Л.Н. Этнографические особенности русского населения Молдавии// Советская этнография. – 1973. - № 3. – С.28-42.
Просмотров: 964 | Добавил: rusy | Теги: ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ЛИПОВАН ЮЖНОГО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
..
Праздники Украины
Праздники Украины
Погода
Прогноз погоды в Вилково » Украина
ПАВЛО ЧУБИНСЬКИЙ
Шевченко Т Г
М.Коцюбинський
ЛЕСЯ УКРАЇНКА
Іван Франко
Пришвин М.М
Вишня Остап
111


Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки" - сочинение "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Реферат: Політичний портрет М. Грушевського

Скачать Бонк - Английский шаг за шагом

Смотреть онлайн Гарри Поттер (все части)

Смотреть онлайн Сказка о царе Салтане (1966) DVDRip

Смотреть онлайн Дюймовочка (2007) DVDRip

...
Поисковый анализ сайта
Besucherzahler russian brides interesting marriage foreign men
счетчик посещений

Copyright MyCorp © 2017