Главная » 2013 » Март » 18 » Символ вишневого сада в одноименной пьесе Чехова
12:22
Символ вишневого сада в одноименной пьесе Чехова
Вишневый сад у Чехова - образ сложный и неоднозначный. Он символизирует красоту жизни людей, вырастивших этот сад. Жизнь его хозяев погибает вместе с вырубкой сада. Главный вопрос пьесы - судьба этого сада. Прежние владельцы усадьбы - брат и сестра Гаев и Раневская. Это образованные, умные люди, совершенно неспособные жить в новых условиях. Гаев все состояние «проел на леденцах», Раневская позволяет разорять себя любимым мужчинам. При всей своей развитости и душевной тонкости Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях. Они способны только на пустые слова: «Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!... Счастьем моим клянусь!... назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!» Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю (вишневый сад!) в аренду, несмотря на то что это принесло бы им столь необходимый доход: «Дачи и дачники - это так пошло, простите». Старые помещики не желают торговать своей душой и в результате лишаются своей жизни. Лопахина, разбогатевшего крестьянского сына, с вишневым садом связывают совсем иные чувства. Когда аукцион, которого так боялись Гаев и Раневская, состоялся, имение купил Лопахин. Для него это событие имеет особый смысл: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется...» Труд восторжествовал. С одной стороны, это логичное наказание за годы крепостничества - прежние эксплуататоры лишились всего, и на смену им пришел новые хозяин, бывший раб. Но Лопахин в этой ситуации проявляет себя как подлинный представитель «подлого» сословия. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь отъезда Гаева и Раневской, хотя может догадаться, как ранит их это. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. Петя Трофимов - представитель нового поколения, ему легче смириться с потерей сада, он еще верит в будущее. «Мы посадим новый сад!» Но, хотя он и пытается внести новое в жизнь старой усадьбы, по существу мало чем отличается от его старших обитателей. Его слова значат не больше, чем клятвы Гаева в том, что сад не будет продан. «Мы выше любви», - заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей.