Статистика
Онлайн всего: 1 Зайцев: 1 Пользователей: 0
|
Рефераты
Главная » 2013 » Сентябрь » 04
Для любого общества необходима система культурных ценностей, которая создает почву формирования национального самопознания, но, как отмечали В.Д. и Д.С.Лихачевы: «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничения и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого».
Спасаясь от жестоких расправ за свои убеждения, многие старообрядцы бежали на окраины русского государства и за его пределы. Оказавшись в положении невольных диссидентов, они были вынуждены прилагать максимальные усилия для сохранения своей культуры: «Бесспорным является то, что не одно сохранение традиций определило духовный путь старообрядчества, но и борьба за церковную культуру. Наиболее надежной формой сохранения традиций оказалась книжность, а также иконопись. Книга почиталась неоспоримой святыней, ведь и сам раскол в XVII веке произошел из-за разногласий в служебном чине и «правке» книг по греческому образцу. Поэтому старообрядческая культура традиционно считается «книжной», и наиболее яркие ее проявления, по свидетельству исследователей, в сохранении и приумножении величайших сокровищ Святой Руси, иконных и книжных, из которых составились огромные библиотеки и музеи бесконечной ценности.
Тысячи русских людей, бросив дома, хозяйства, вынуждены были искать прибежище на неведомых землях. Значительная часть старообрядцев направилась к южным и западным рубежам. Немаловажно и то, что там они осваивали новые, часто неудобные земли, вырубали леса, очищали болота, разрабатывали пашни, на более высокий уровень поднимали производительные силы края, осваивали и строили новые села и слободы, церкви и монастыри, создавали новые промыслы, развивали торговлю.
В исторической литературе нередко можно встретить мнение-утверждение о консерватизме, обособленности и даже фанатизме старообрядцев, не принимавших ничего нового. Исследования показывают надуманность подобных утверждений. Жизнь сложнее книжных догм и теорий. Несомненно, старообрядцы соблюдали заветы своих отцов, были хранителями старины, но они не могли отгораживаться от окружающего их населения. Их хозяйственная деятельность и торговля приводили к взаимовлиянию и взаимодействию культур русских староверов с духовным наследием окружающего их населения.
Много старообрядцев поселилось на территории Речи Посполитой. Это выходцы из центральных, частично северных и южных губерний России. Соответственно, смешанным оказался и конфессиональный состав населения. Преобладали старообрядцы-поповцы. Не случайно в оформление рукописных книг Ветковско-Стародубского района органично вошли поморский и гуслицкий орнаменты. Так, в Праздниках на крюковых нотах 1794 г., происходящих из стародубской слободы Добрянки, в основе композиции лежит поморский орнамент, обогащенный элементами гуслицкого узора. Миниатюры же рукописи решены в стиле барочного гравюрного прототипа.
В результате векового проживания на входивших в состав Речи Посполитой землях Украины и Белоруссии стародубско-ветковская группа старообрядцев, сохраняя многие черты культуры допетровской Руси, усвоила отдельные элементы духовной и материальной культуры этих народов.
Огромную целостную народную культуру старообрядцы привезли на новые земли в памяти, сердце. И не только песни, сказки, молитвы, но и массу крупных и малых привычек, обычаев, знаний. В новые места старообрядцы привозили книги, иконы, церковную утварь и др. материальные и духовные ценности. Книга у староверов очень высоко ценилась. И не только по причине дороговизны. Прежде всего, ее ценность заключалась в полезности для души. Часто на форзацах книг встречаются надписи: «Сия святая Богодуховенная книга принадлежит...». Далее называлось имя владельца, указывалось его социальное происхождение. Чтение книги считается богоугодным делом. Читали обычно в воскресенье или праздничные дни. Приступая к чтению, как и к любому другому занятию, молились.
Практически в каждом селе имелись свои переписчики и переплетчики. И сейчас можно найти рукописные книги. Среди них встречаются подлинные шедевры, поражающие великолепием работы.
Особого внимания заслуживает календарь старообрядцев, который составлял мировоззренческую основу в понимании картины мира. Вселенское значение календаря выражалось в его вечно повторяемом принципе рождения – умирания – воскресения; историческое – в духовном проживании судеб людских, в их гражданской, подвижнической, миссионерской, мученической, чудотворной деятельности, в восстановлении и укреплении исторической памяти; природная – в приобщении к известному циклу вращения суток, седмиц года с нерушимым порядком будней и праздников – трудов и отдыха, где праздник и отдых также воспринимались как род «работы» – творческой деятельности, осуществляемой в рамках традиции по устойчивым канонам.
Строгая регламентация, негласные правила в мировоззренческом осмыслении календаря способствовали и формированию поведенческого комплекса человека. Вселенское и историческое являлось достоянием храмового действа, требовало от человека высокого духовного постижения этого опыта; природный же цикл более считался уделом домашней и мирской жизни, и частично совершался в храме, а частично же дома, в семье, в местах общинных собраний (вне храма), либо в миру.
Во всем мире получили признание высокие художественные достоинства старообрядческой иконы. Для нее характерно сочетание аскетизма, гармонии и мажорного колорита, символизирующего радость победы добра над злом.
В ликах старообрядческих икон – умиротворенность и спокойствие. Они согреты внутренним теплом. При изготовлении икон применялись дорогие материалы и тонкие технологические приемы – золочение и прочеканка фона, использование творенного золота, «ложной эмали» по полю иконы.
Восхищение, которое вызывает старообрядческая икона, вовсе не является прихотью моды. Она – искусство больших мыслей, глубоких чувств и сложного духовного содержания. Старообрядчество категорически не приняло европейских влияний, исказивших традиционные черты древнерусской иконописи.
Благодаря силе, умению и мастерству старообрядцев низкопродуктивные земли давали отменные урожаи, кустарники раскорчевывали, сеяли рожь, овес, ячмень, просо, гречиху, лен, овощи, арбузы, дыни. Из воспоминаний Марины Ивановны Поляковой: «В каждом доме много образов и книг. Образа только византийского письма в резных золоченых киотах, в серебряных и бисерных окладах. У образов красивые лампады. Книги на церковно-славянском языке.
В зависимости от доходов хозяина дома, окон по фасаду дома было от трех до восьми. Непременным условием были высокие резные двустворчатые ворота с крышей и калиткой (форткой). Все ручки, завесы, засовы, украшения на дверях и воротах кованные.
Многие занимались ремесленничеством – это колесники, шорники, кузнецы, плотники, бондари, столяры, кожемяки, печники.
Традиционными профессиями русских-липован являются: рыбная ловля (для людей, живущих в дельте Дуная, для которых рыба – «насущное блюдо»), огородничество и виноградорство (в особенности для жителей Молдовы).
Почти все женщины у староверов рукодельничали. Вся их одежда, кроме обуви, нередко, сделана собственными руками. Ткани, разумеется, покупались, а из них умелые женские руки творили чудеса – шили традиционные рубахи, которые затем украшали вышивкой, ткали пояса, плели кружева.
Что касается костюма русских-липован, он сохранился в особенности в некоторых местностях Добруджи. У женщин при входе в храм голова должна быть покрыта платком (обычно цветастым), юбка должна быть длинной и широкой, перехваченной специальным многоцветным поясом, связанным из шерсти и имеющим кисти на окончаниях; они должны быть одеты в блузу с длинными рукавами. Волосы замужних женщин должны быть заплетены в две косы, покрыты под платком кичкой (род кокошника), а незамужних – заплетены в одну косу, перевязанную разноцветными ленточками. Блузы и пиджаки могут быть из того же материала, из которого сшита юбка.
Д.Дан описывает так: «Старообрядцы-липоване одеваются в пестрые материи. Их рубашки чаще пестрые, но если они белые, то по воротнику, по краям рукавов и по низу идет красная опушка и заканчивается всегда на левом плече. Мужчины носят рубашки поверх брюк и подпоясываются тесным шерстяным поясом. Брюки, большей частью темного цвета, носят заправленными в высокие сапоги.
Верхняя одежда мужчин длинная и сшита в русском стиле по фигуре, сверху узкая, а внизу широкая в форме колокола со множеством складок. Как мужская так и женская, одежда шьется из вельвета, плюша или темно-голубых шерстяных тканей, а зимняя одежда более длинная и впереди по краям оторочена лисьим мехом или
...
Читать дальше »
Просмотров:
2054
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
04.09.2013
|
| |
|
111
|