Главная » 2013»Март»15 » Кілія от греческого Ахиллия [Αχιλλεια] — город в Одесской области Украины.
19:10
Кілія от греческого Ахиллия [Αχιλλεια] — город в Одесской области Украины.
О ГОРОДЕ
Килия - город, районный центр, в настоящее время находится в 40 км от места впадения Дуная в Черное море, а когда-то он располагался на берегу моря в устье Дуная. Напротив Килии, на румынском берегу, стоит Килия Веке – Старая Килия. Названия: Ахиллея (с 335 г. до н.э.), Ликостома (11-13 вв), Новое село (14 в.), Новая Килия, Килия-Нова (14-15 вв), Кили (16-18 вв), Килия (с 18 в.). Население. В городе около 23 тысяч жителей. Большинство населения Килии - украинцы, кроме них тут проживают липоване (русские-старообрядцы), молдоване, болгары, гагаузы. В Килия-Веке украинцы также составляют значительную часть. Когда же основана Килия? 7 в. до н.э.? Согласно постановлению Кабинета министров 2001 года: «Об утверждении списка исторических населенных пунктов Украины» Килия - самый древний город в нашей стране. Время основания здесь греческой колонии - 7 в. до н.э. 4 в до н.э.? В биографии Александра Македонского упоминается Ахиллея (335 г. до н.э.), основанная в устье Дуная великим полководцем. Она была названа в честь легендарного героя Ахилла. Неподалеку, на острове Змеиный, который тогда назывался Левко, был храм этого греческого героя - так утверждают многочисленные письменные и археологические источники. 9 в.? В учетной карточке органов местного самоуправления Верховной Рады указан другой год основания Килии – 862. 11 в.? Четвертая версия гласит, что в 11 веке византийцами (греками) здесь был построен город Ликостома (в переводе с греческого – «волчья пасть»). 14 в.? Достоверно известно, что в 14 веке Килия - крупный торговый порт. 15 в.? Румынские историки считают, что город основал молдавский господарь Стефан Великий
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Период расцвета. В 14-16 веках (в Молдавском, а потом и Османском государствах) Килия достигла наивысшего расцвета. Население города было по тем временам просто огромное - около 20 тысяч человек, столько же, сколько и сейчас. Это был крупнейший торговый порт на Дунае, не зря гирло реки получило имя Килийского. На улицах и базарах города можно было встретить генуэзского купца и армянского торговца, молдавского воина и болгарского мастерового, турецкого янычара и украинского казака, еврейского коммерсанта и венгерского посла, польского разведчика и византийского священника. Это был настоящий мегаполис средневековья – в те времена в пределах границ современной Украины лишь Львов, Кафа (Феодосия), Белгород (Днестровский) да Каменец (Подольский) могли соревноваться с Килией по экономическому значению и количеству населения. В 15 веке Стефан Великий возвел вокруг города новые грандиозные крепостные стены, которые превратили Килию в неприступную крепость. Только из-за предательства главного таможенника – генуэзца Николо Длиннорукого (современника другого генуэзца - знаменитого Христофора Колумба), турки-османы смогли захватить в 1484 году Килию. Она становится стратегической крепостью на границах Османской империи, важным невольничьим рынком – с севера сюда доставляли пленников, которых «сортировали» и продавали на базарах города. Так, в 1620 году в Килие оказался взятый турками в плен молодой Богдан Хмельницкий (в память об этом событии в 1958 в городе был сооружен памятник украинскому гетману). Уменьшение значения Килии как важного торгового порта. В 16-17 веках килийские купцы терпят убытки – ведь с открытием Америки и пути в Азию вокруг Африки международные торговые маршруты изменились. В это же время запорожские казаки во главе с Северином Наливайко, Петром Сагайдачным, Иваном Сулимой и другими атаманами часто нападали на Килию, свобождая невольников и невольниц, и увозя с собой огромные богатства Килии. Торговля, которая и так значительно уменьшилась, с трудом поправлялась от таких потерь. 19-20 века. История Килии с 1770 по 1944 год – это непрекращающиеся войны, переход территории из рук в руки. В российский период через Килийский порт пошла тоговля хлебом — и экономическая жизнь города опять оживилась. Были построены и реконструированы храмы, в стиле русского классицизма возведены центральные кварталы.
ХРОНОЛОГИЯ
АНТИЧНОЕ ВРЕМЯ - Ахиллея 11 век – византийские источники впервые упоминают в устье Дуная Ликостому (в переводе – «волчья пасть»), которая, возможно, находилась на месте современной Килии 1077 г. - по проекту византийского архитектора Иоанна Привана сооружена церковь Св. Иоанна ЗОЛОТАЯ ОРДА – Ликостом 1242-1300, 1322-1352 годы – территория между Дунаем и Днестром вошла в состав Золотой Орды. Решающее значение для роста города имели торговые интересы итальянской республики Генуя, которая даже отправила в Килию своего консула БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО – Ликостом 1300-1322 годы – находилась в составе Болгарского царства 1319 г. – фигурирует на генуезских портоланах (мореходных картах) ВЕНГЕРСКОЕ КОРОЛЕВСТВО – Кили-Нова 1352-1359 гг– нижнедунайские земли вошли в состав Венгерского королевства МОЛДАВСКО–ВАЛАШСКИЙ (румынский) ПЕРИОД – Новая Килия 1359 г. – Молдавское княжество захватило Килию 1392 г. – Килия упомянута под названием Новое село в списке молдавских городов. Город переходит из рук в руки – то в Молдовии, то в Валахии 1420 г.– первый штурм города-крепости турками-османами 1426 г. – Килию захватил у валахов молдавский господарь Александр 1462 г. – второй штурм турков 1465 г. – постройка крепости – 800 каменщиков и 17 тысяч подсобных рабочих за год соорудили грандиозные стены, которые тройным кольцом охватили весь город 1475 г. – третий безуспешный штурм турков 1465-1479 гг – постройка церкви святого Николая на месте ветхой церкви святого Иоанна ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ – Кили 1484 г. – осада Килии османским императором Баязидом ІІ и падение города 1485 г. – перестройка церкви святого Николая 16 век – легенда про славянских невольниц Катеньку и Машеньку, прыгнувших с турецкого корабля в Дунай. В их память названы расположенные неподалеку Килии два острова 1584 г. – молдоване отвоевали Килию, но в том же году османы вновь захватили город 1595, 1605, 1606, 1609 гг – нападения запорожских казаков во главе с Северином Наливайко и Петром Сагайдачным на Килию 1620 г. – после битвы под Цецорой (Молдова) молодой казак Богдан Хмельницкий попал в плен и был переправлен вместе с другими пленниками в Килию, а потом — в Стамбул 1629, 1634 гг. – новые атаки запорожцами Килийской крепости – на этот раз во главе с атаманом Иваном Сулимой 1640-е – перестройка храма Св. Николая молдавским господарем (Молдова в то время была вассалом Турции) и тестем Богдана Хмельницкого Василием Лупулом 1770 – штурм и взятие города русскими войсками под руководством фельдмаршала Репнина (в штурме участвовал и корпус Григория Потемкина). 1774 г. - Килия возвращена Османской империи 1790 г., 18 октября – штурм и взятие Килии русскими войсками под предводительством генерала И. Гудовича. В 1791 года Килия возвращена Османской империи РОССИЯ – Килия 1806 г. – взятие города русскими войсками под руководством Армана-Эмануэля де Ришелье. 1807 г. – создание и упразднение Усть-Дунайского Буджацкого казацкого войска с центром в Килие (18.02-20.07.1807). Войско, быстровыросшее до 15-тысячной армии,просуществовало полгодаи было распущено российским командованием под предлогом пребывания в нем беглецов и дезертиров 1812 г. – в составе Российской империи по Бухарестскому договору РУМЫНИЯ 1856 г. – по Парижскому договору Россия передала Килию в состав Молдавского княжества, которое в 1857 году объединилось с Валахией - образовалось королевство Румыния. РОССИЯ 1878 г. – Румынские власти официально передали Килию Российской империи Конец 19-го века – постройка на месте цитадели крепости больничных корпусов на средства графини А. Толстой-Сангап 1912-1916 гг – строительство новой старообрядческой Покровской церкви РУМЫНИЯ 1918 г., 25 января – румыны заняли Килию в ходе первой мировой войны, воспользовавшись революцией в России. 1940 г., 28 июня – аннексия Бессарабии Советским Союзом по договору с гитлеровской Германией 1941 г., 22 июля – город вновь занят румынами СССР 1944 г., 24 августа – советские войска вошли в Килию 1960 г. – храм Св. Николая закрыли 1970 г. – создано общество возрождения храма Св. Николая УКРАИНА 1991 г. – Украина вышла из состава СССР и стала независимым государством 1992 г. – первая служба в восстановленном храме Св. Николая.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
Крепость. Историки предполагают, что крепость заложили в 11 веке византийцы и назвали Ликостом (Волчья пасть). В 14 веке Ликостом перестроили итальянцы (генуэзцы), которые контролировали в то время черноморские торговые потоки. Достоверно известно, что крепость Килии в 15 веке значительно расширили и укрепили молдоване (Модавское княжество), в 1484 г. захватили и перестроили турки-османы, а в 1806-м Килию взяли российские войска во главе с Арманом де Ришелье. В 16-17 веках крепость не раз захватывали запорожские казаки. Крепостные стены охватывали весь современный центр города и делили средневековую Килию на три района (двора) – внешний, внутренний и цитадель. Цитадель находилась на берегу Дуная и представляла собой четырехугольный замок с четырьмя круглыми башнями по углам. В 19-20 веках крепость была разобрана местными жителями, так как потеряла свое значение и затрудняла рост города. От крепости остались два пруда на месте крепостного рва – только людям с богатым воображением удается представить эту цитадель во всем ее величии Килийский порт. Крупнейший в 15-м веке молдавский (а позже – османский) порт в устье Дуная тогда еще не был отделен от моря выросшей за последующие пятьсот лет Килийской дельтой. Сейчас он четвертый по значению из четырех украинских портов на Дунае. Отсюда открывается вид на противоположный берег реки – на Старую Килию (Килия-Веке), расположенную в Румынии. Килия Веке сейчас скорее маленький поселок, чем город. Центральные кварталы 19-го века. Ко времени присоединения Подунавься к России Килия, потеряв свое былое значение, уже была маленьким провинциальным городком. Новые жилые кварталы, как и во многих других местечках на недавно присоединенных к Российской империи территориях, были построены в стиле русского классицизма. В Килие по единому плану заложили четыре параллельные центральные улицы. До наших дней сохранились пожарная часть, городская управа (теперь – Детская библиотека), дом Каца, дом Фефермана, рестораны Митешова и Ставрова, дом хлеботорговца Брунченко (теперь - «Мореходка») Графиня Толстая. Больница на месте крепости была построена в конце 19-го века на средства графини Александры Толстой-Сангоп, которая жорошо зарабатывала на торговле хлебом через Килийский порт. Особняк для Александры Толстой-Стангоп (сейчас здесь школа №2) был построен для графини, но она так ни разу и не приехала в Килию, живя в основном в Италии и Швейцарии. Храмы. В историческом центре Килии вы не встретите зданий выше трех этажей, на их фоне возвышаются четыре сохранившихся храма. В Килию, как важный торговый центр, тянулись представители разных народов. В городе сложилась традиция уважения к разным культурам и религиям – здесь мирно уживаются православные украинцы, молдаване, русские-старообрядцы, а в прошлом были и армяне-григориане, евреи, римо-католики и мусульмане. К сожалению, сейчас в городе остались только четыре действующих православных храма и несколько протестантских молельных домов. Полуподземный храм Святого Николая. Первый православный храм в Килие - Святого Иоанна был построен византийцами еще в 11-м веке (1077 г). При Стефане Великом на этом месте был сооружен (1464-1479) большой храм Св. Николая, который, по всей вероятности, разрушили турки-османы. На его месте в 1485-1489 гг молдаване строят полуподземный храм Св. Николая, который сохранился до нашего времени. В Османской империи немусульманские храмы строить разрешали, но не выше 2,5 метров (высота турецкого всадника верхом на коне с копьем). Поэтому большая часть здания православной церкви располагалась под землей. Освещались церкви только свечами, в результате стены были покрыты толстым слоем копоти, что позволило в сохранившихся церквях при реставрации восстановить росписи того времени. Церковь перестраивалась в 1640-е годы на средства молдавского господаря Василия Лупула — тестя Богдана Хмельницкого. Храм был украшен внутри и снаружи белым мрамором, привезенным из Греции. Колокольню в стиле необарокко построили значительно позже – в 1891 году. В советское время храм был закрыт, его использовали как угольный склад, а потом и совсем забросили, превратив в мусорную свалку. Мраморную облицовку сняли. Церковный колокол использовали на местном пароме. В 1992 году храм восстановили и службы были возобновлены – здесь вновь поют певчие, а полы устланы коврами по старой молдавской традиции. Покровские храмы. В Килие сейчас два Покровских храма – старообрядческий и украинский – в честь почитаемой казаками Покровы Пресвятой Богородицы. Покрова-защитница — символ воинства, поэтому ее почитали казаки, как запорожские (задунайские и буджацкие), так и донские (некрасовцы). Покровский собор (в народе - украинская церковь) был построен в 1822-1836 гг по проекту архитектора С.П. Мельникова (того самого, который спроектировал полукруглую площадь на Приморском бульваре у Потемкинской лестницы). Новый собор возвели рядом со старым Покровским, который был перестроенной мусульманской мечетью султана Баязида ІІ 1484 года. После окончания строительства старый храм разобрали. В 1895 к новому собору была пристроена колокольня, и в таком виде Покровский храм предстает перед нами сегодня. Старообрядческая Покровская церковь — самый большой старообрядческий храм в Одесской области. Первая старообрядческая Покровская церковь Килии была построена в 1846 г из самана (кирпичи из глины, замешанной с соломой, высушенные на солнце). Вокруг церкви сформировался старообрядческий район Килии. В 1912-1916 гг вокруг саманной церкви была построена новая - старую разобрали и вынесли через двери. Большую помощь в строительстве старообрядческого собора оказали еврейские коммерсанты - особенность многонациональной Килии. В I929-I930 построили новую 51 метровую колокольню. Забор вокруг храмового подворья был сооружен уже в советские времена – в 1953-1954 годах. Интересно, что в городе представители разных народов и конфесий не только не враждуют, но даже создали совместные традиции. Так, 14 августа в старообрядческом храме освящают воду, а в украинском этого не делают, зато освящают цветы и пахучие травы. Украинцы после службы приходят к староверам за водой, а старообрядцы берут взамен цветы и травы. В Килие никогда редкостью не были и смешанные браки. В Килие есть еще один православный храм – Св. Дмитрия, построенный в 19-м веке. Синагога. Монумент на месте главной синагоги — до 1940 года их в городе было четыре, теперь – только монумент на месте главной из них, в которой в 1941 году были замучены сотни килийских евреев.