Главная » 2013»Март»18 » Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
12:01
Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Основной принцип композиции романа, заявленный уже в названии, - противопоставление, он выдерживается и в построении женских образов. В романе Элен Безухова и Наташа Ростова - антиподы. Элен - холодная и спокойная, Наташа, напротив, очень шумная, веселая, жизнерадостная - «порох». Элен - «красавица», «блестящая», Наташа - «некрасивая, но живая девочка». Несмотря на внешнюю красоту, Элен внутри совершенно пуста. Она пользуется успехом в обществе, считается умной женщиной. Наташа же при всей своей угловатости, некрасивости прекрасна душой. Она - «особенно поэтическая, переполненная жизнью... девушка», которая обладает способностью проникаться чувствами других людей, понимать их и откликаться всем сердцем на чужие беды. Наташа в начале романа находится «в том милом возрасте, когда девушка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Их столкновение, становящееся толчком для романа Наташи и Анатоля, - это столкновение нравственности и духовной низости, человечности и бесчеловечности, добра и зла. Эти две героини живут по совершенно разным принципам. Наташа открыто радуется жизни, она руководствуется не разумом, а эмоциями. Стоит только вспомнить о другой героине, руководствующейся всегда и во всем исключительно голосом рассудка, как сразу веет холодом. Элен твердо стоит на ногах и всегда точно знает, что ей выгодно и необходимо. Чтобы оттенить образ Наташи, Толстой рисует образы еще двух девушек, также воспитанных в семье Ростовых: старшей дочери Веры и племянницы Сони. Вера «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Она представляет собой своеобразную «ошибку» графини Ростовой: ее держали в строгости и «воспитывали», в отличие от Наташи. Быть может, такой могла бы быть Наташа, если бы ее воспитывали по-другому. Вера, с ее холодным, рассудительным умом, противопоставляется Наташе: они совершенно разные, хоть и «одной фамилии», как говорит Берг. Еще одно противопоставление, которое присутствует в романе, хоть и не подчеркивается так ярко, - это сравнение княжны Марьи Болконской и Жюли Курагиной. Их объединяет то положение, которое они обе занимают в обществе: богатые, некрасивые девушки, выгодная партия для любого. Жюли, в отличие от княжны Марьи, живет в столице, прекрасно знакома со всеми правилами и привычками светского общества. В романе Толстой предлагает два видения княжны Марьи - глазами Анатоля и глазами Николая Ростова. Первый находит ее некрасивой, дурной: будучи человеком совершенно безнравственным, он просто не в состоянии увидеть свет, излучаемый прекрасными глазами княжны. Совсем другое видит в ней Ростов: он воспринимает княжну не как желательную партию, а как «беззащитную, убитую горем» девушку, отмечает кротость, благородство в ее чертах и выражении. Именно для Николая Марья сберегает тот лучистый взгляд, «который заставлял забывать некрасивость ее лица». Если выбор между Наташей и Элен Л. Н. Толстой осуществляет через Пьера, то во втором случае выразителем авторской позиции является Николай Ростов. В Жюли он не видит ничего, хотя прекрасно сознает, что она была бы для него выгодной партией, тем не менее предпочитает ей Соню. Марья же околдовывает его своей внутренней красотой, и он все же делает выбор в ее пользу. Глубина ее духовного мира, открывающаяся Николаю, делает ее особенно привлекательной для него. Он невольно сравнивает ее с Соней, причем сравнивает не их материальное положение, а «бедность» в одной и «богатство» в другой тех духовных даров, которых не имел сам. Княжна Марья, как и Наташа, живет любовью, только это чувство у нее не всепоглощающее, как у Наташи, а робкое, боящееся выйти наружу. Они похожи, обе - чистые, глубоко нравственные натуры, неслучайно автор наделяет их схожей чертой - некрасивостью, тем самым противопоставляя Соне, Вере и Элен. Л. Н. Толстой сравнивает не только характеры героинь, но и их внешний облик, манеру вести себя и говорить, чтобы максимально ярко отразить основную идею романа - противопоставление истинной и ложной жизни.