Взгляды на искусство А. А. Фета долгое время истолковывались однобоко. Его считали «жрецом чистого искусства», однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление «Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает», - может быть понято как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. А. А. Фет был необычайно чуток к тому, что происходит вокруг него, но не в мире людей, а в мире, в который неизбежно включен каждый человек. Природа - центр его созерцания. Назначение поэта - быть соединительным звеном между разорванными частями мира и человеческими душами: Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! Природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней: Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря! Заря!.. А. А. Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Увидев красоту мира, поэт пытается ее сохранить в своих стихах. Связь между природой и любовью так ясна потому, что выразить свои чувства и впечатления можно, только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и существовать они будут всегда. Выражая свои впечатления, А. А. Фет в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку. Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья «останутся холодной красой пугать иные поколенья», а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее: Не верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. Практически в каждом стихотворении А. А. Фета видна четкая параллель между движениями души и трепетом природы вокруг: Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает: В ней тот же холод, что кругом. Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А вся надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста - И посвященным только зримо Цветет весна и красота. (1862 г.) Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно меланхолическое состояние души, тоска. Но в природе заложен механизм обновления: обязательно придет весна, потому и «душа опять помолодеет». А искусство - это и есть тот «родной край», где никогда не бывает зимы, где «цветут весна и красота». А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние А. А. Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников XX в. Так же, как выдающихся русских живописцев рубежа веков - И. И. Левитана, Куинджи, Поленова - интересовала «одухотворенная» природа, воплощающая движения человеческой души, так и у последователей А. А. Фета, символистов, природа служит обозначением душевных стремлений. Таким образом, лирика А. А. Фета предвосхитила мощное течение в искусстве серебряного века.