Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX в. В его произведениях нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни. Сам писатель не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам, но одна из важнейших черт его творчества - желание разобраться во всем, что происходит в стране, понять позиции разных политических лагерей. В молодости Тургенев мало интересовался политикой (я сужу по его произведениям). А когда события политической жизни страны захватили широкие круги общества, ему поневоле пришлось искать себя в этом круговороте. При этом Тургенев как истинный художник пытался сохранить объективность. Очень ярким романом, отразившим определенный этап в исторической жизни России, является роман «Отцы и дети», написанный в 1861 г. и вышедший в свет в 1862 г. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями. Не секрет, что все на свете родители считают своих детей поколением никуда не годным, легкомысленным, безнравственным и так далее, а дети обвиняют родителей в скучности, несовременности, непонятливости. Это тема вечная и вполне достойная пера большого художника, но данном случае писателя волновало нечто совершенно иное. «Отцы» - это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, это либералы, помнящие декабристов, но давно отошедшие от политической активности; «дети» же - новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни, нигилисты, социалисты, радикалы. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в произведении. «Отцы и дети» - роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. Любопытно, что к лагерю «детей» относится только демократ-разночинец Базаров, все же остальные, включая молодежь - Аркадия и Катю, - к лагерю «отцов». Роман построен так, что главный герой всегда находится во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении либералов, отношения с которыми складываются у разночинца по-разному и не всегда хорошо. Для Базарова, что примечательно, мир не черно-белый. Мягкотелый Аркадий, предмет многих его инвектив, все-таки друг ему, тогда как компания Кукшиной, вполне «продвинутая», вызывает у него неприязнь и даже смех. И все же главный антипод Базарова - весьма «правый» (возможно, даже не либерал) по политическим убеждениям Павел Петрович Кирсанов. На этом противопоставлении построен сюжет романа. Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений двух враждебных классов. Читая, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. Изо всех споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Но и «принсипы» Кирсанова вызывают уважение. Более того, его образ во многом симпатичнее. Он человек чести, слова, и он вступает в бой с Базаровым не по вопросу «быть или не быть крепостному праву», он защищает право человечества на художественную культуру. В конце романа Базаров погибает. Смерть его случайна в ходе сюжета романа, однако не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела. Последнее слово все же пока остается за «отцами». Но старший Кирсанов тоже сходит со сцены. Его время, время чистого барства, чистых «принсипов», уже уходит. Люди настоящего, по мысли писателя, - Аркадий и Катя, Николай Кирсанов и Фенечка. Не идеальные, в чем-то не слишком целеустремленные, но добрые и честные люди.