Статистика
Онлайн всего: 1 Зайцев: 1 Пользователей: 0
|
Главная » 2013 » Апрель » 13
Лазарь Иосифович Лагин Россия, 04.12.1903 - 1979 Лазарь Иосифович Лагин родился 4 декабря 1903, в Витебске. В 1921 выступил в комсомольской печати со стихами и фельетонами. Ряд лет работал в «Правде» и «Крокодиле». Популярность приобрела повесть-сказка Лагина «Старик Хоттабыч» (1938). Романы «Патент "АВ"» (1947), «Остров разочарования» (1951), «Атавия Проксима» (1956), «Съеденный архипелаг» (1963) представляют собой своеобразное сочетание социального памфлета с фантастикой и приключенческим жанром. О современной и дореволюционной Москве рассказывает роман «Голубой человек» (1966), о Великой Отечественной войне 1941—45 — повесть «Броненосец "Анюта”» (1945) и другие произведения. Опубликованы также памфлеты «Майор Велл Эндрю» (1962) и «Белокурая бестия» (1963), сказки для взрослых и детей. Книги Лагина переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями. Умер в 1979 году. Окончил Институт народного хозяйства, учился также в Институте красной профессуры (оба - в Москве). Печататься начал с 1922 г. Член Союза писателей. Известность и широкую популярность принесло Лагину детская повесть-сказка "Старик Хоттабыч" (1938; 1940; испр. 1956), сюжет которой частично заимствован у Ф. Энсти: советский пионер случайно выпускает из бутылки арабского джинна, после чего успешно его "перевоспитывает" (экранизирована в 1957 г.). В послевоенный период Лагин написал ряд заметных для своего времени политических памфлетов: "Патент АВ" (1947; 1948), "Остров Разочарования" (1951), "Атавия Проксима" (1956; доп. фрагм. 1963; испр. доп. 1972 - "Трагический астероид"). К этой же линии примыкают ранний рассказ "Эликсир Сатаны" (1935) и повести "Белокурая Бестия" (1963) и "Съеденный архипелаг" (1956), вошедшие в сборник "Съеденный архипелаг" (1963); особняком стоит сильная и острая повесть "Майор Велл Эндъю" (1962), своеобразное дополнение к "Войне миров" Г.Уэллса. Последнее произведение Лагина - роман "Голубой человек" (1964; 1967), молодой герой которого из 1950-х гг. случайно совершает путешествие во времени в царскую Россию и там встречается с Лениным, принимает участие в вооруженной борьбе. Рассказы писателя немногочисленны: предвидение будущей войны - "Без вести пропавший" (1937), образцы сатирической произведений - "Вспышка собственита в агрогородке Егоровке" (1961), "Полианализатор Ирвинга Брюса" (1967); ряд рассказов составил сборник "Обидные сказки" (1959). Книги * «Старик Хоттабыч» (повесть-сказка, 1938). * «Броненосец „Анюта"» (повесть, 1945) * «Патент „АВ"» (роман, 1947—1948) * «Остров разочарования» (роман, 1951) * «Атавия Проксима» (роман, 1956) * «Обидные сказки» (сатира, 1961) * «Майор Велл Эндъю» (памфлеты, 1962) * «Съеденный архипелаг» (роман, 1963) * «Белокурая бестия» (памфлеты, 1963) * «Голубой человек» (роман, 1966) Сценарии мультфильмов * «Жил-был Козявин» (1966) * «Про злую мачеху» (1966) * «Происхождение вида» (1966) * «Шпионские страсти» (1967) * «Внимание, волки!» (1970)
Просмотров:
3533
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
13.04.2013
|
|
Иван Сергеевич Тургенев - выдающийся русский писатель, классик мировой литературы, поэт, публицист, мемуарист, критик, драматург, переводчик, член-корреспондент Императорской Академии наук - родился 9 ноября (28 октября по ст. ст.) 1818 г. в городе Орел. Его отец, Сергей Николаевич, был отставным офицером, мать Варвара Петровна - представительницей состоятельного дворянского семейства. Именно в ее имении в селе Спасское-Лутовиново и прошли детские годы Ивана Тургенева. Там им было получено начальное образование, и, чтобы оно было продолжено достойным образом, в 1827 г. семья Тургенева купила в Москве дом и переехала туда. Затем родители выехали за границу, и Иван воспитывался в пансионе - сначала Вейденгаммера, позднее - Краузе. В 1833 г. юный Тургенев становится студентом Московского государственного университета, словесного факультета. После поступления старшего брата в гвардейскую артиллерию Тургеневы переезжают в Санкт-Петербург, и в местный университет, но уже на философский факультет переводится и Иван, окончив его в 1837 г. К этому же периоду его биографии относится и дебют на литературном поприще. Пробами пера стали написанные в 1834 г. несколько лирических стихотворений и драматическая поэма «Стено». П.А. Плетнев, профессор словесности и его преподаватель, заметил ростки несомненного таланта. К 1837 г. количество написанных Тургеневым небольших стихотворений приблизилось к сотне. В 1838 г. в журнале «Современник», редактируемом после гибели Пушкина П.А. Плетневым, были опубликованы тургеневские стихи «Вечер» и «К Венере Медицейской». Чтобы стать еще более образованным человеком, будущий литератор весной 1838 г. уехал в Германию, в Берлин, посещал университетские лекции по греческой и римской литературе. Ненадолго вернувшись в Россию в 1839 г., он в 1840 г. он снова покидает ее, живя в Германии, Австрии, Италии. В свое имение Тургенев вернулся в 1841 г., а в следующем году обратился с прошением в Московский университет, чтобы ему разрешили сдать экзамен на степень магистра философии. В 1843 г. Тургенев становится чиновником в министерской канцелярии, но его честолюбивые порывы быстро остыли, интерес к службе был быстро потерян. Опубликованная в том же 1843 г. поэма «Параша» и одобрение ее В. Белинским привели Тургенева к решению посвятить все силы литературе. Этот же год стал знаменательным для биографии Тургенева еще и знакомством с Полиной Виардо, выдающейся французской певицей, приехавшей в Санкт-Петербург на гастроли. Увидев ее в оперном театре, писатель был представлен ей 1 ноября 1843 г., но тогда она не обратила особого внимания на еще мало известного писателя. После окончания гастролей Тургенев, несмотря на неодобрение матери, поехал вместе с четой Виардо в Париж, с тех пор на протяжении нескольких лет сопровождая их в заграничных турне. В 1846 г. Иван Сергеевич принимает активное участие в обновлении журнала «Современник», Некрасов становится его лучшим другом. На протяжении 1850-1852 гг. местом проживания Тургенева попеременно становятся Россия и зарубежье. Опубликованный в 1852 г. цикл небольших рассказов, объединенных под названием «Записки охотника», был написан, главным образом, в Германии и сделал Тургенева известным на весь мир литератором; кроме того, книга во многом повлияла на дальнейшее развитие национальной литературы. В следующее десятилетие выходят сочинения, являющиеся наиболее значимыми в творческом наследии Тургенева: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». К этому же периоду относится разрыв с «Современником» и Некрасовым из-за статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» с нелицеприятной критикой в адрес Тургенева и его романа «Накануне». Поставив перед Некрасовым как издателем ультиматум, Тургенев оказался проигравшим. В начале 60-ых гг. Тургенев переезжает жить в Баден-Баден и становится активным участником западноевропейской культурной жизни. Он переписывается или поддерживает отношения со многими знаменитостями, например Ч. Диккенсоном, Теккерeем, Т. Готье, Анатолем Франсом, Мопассаном, Жорж Санд, Виктор Гюго, превращается в пропагандиста русской литературы за границей. С другой стороны, благодаря ему же западные авторы становятся ближе к его читающим соотечественникам. В 1874 г. (к этому времени Тургенев переехал в Париж) он вместе с Золя, Доде, Флобером, Эдмоном Гонкуром организует прославившиеся «холостяцкие обеды пяти» в столичных ресторанах. На какой-то период Иван Сергеевич превращается в самого известного, популярного и читаемого русского литератора на европейском континенте. Международный литературный конгресс, проходивший в Париже в 1878 г., избирает его вице-президентом, с 1877 г. Тургенев является почетным доктором Оксфордского университета. Проживание за пределами России не означало, что Тургенев отдалился от ее жизни и проблем. Написанный в 1867 г. роман «Дым» вызвал на родине огромный резонанс, роман подвергся ожесточенной критике сторон, занимавших противоположные позиции. В 1877 г. вышел самый большой по объему роман - «Новь», подытоживший писательские размышления 70-ых гг. В 1882 г., весной, тяжелый недуг, ставший для Тургенева роковым, проявился впервые. Когда физические страдания ослабевали, Тургенев продолжал сочинять; буквально за несколько месяцев до кончины была издана первая часть его «Стихотворений в прозе». Миксосаркома унесла жизнь великого писателя 3 сентября (22 августа по ст. ст.) 1883 г. Близкие выполнили волю скончавшегося неподалеку от Парижа в местечке Буживаль Тургенева и перевезли его тело в Петербург, на Волково кладбище. В последний путь классика провожало немалое количество поклонников его таланта.
Просмотров:
1009
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
13.04.2013
|
|
ЗАХОДЕР БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (1918-2000), русский советский писатель, переводчик. Родился 9 сентября 1918 в г.Когуле (Молдавия). Детские годы провел в Москве, где после окончания школы (1935) учился в Московском авиационном институте, затем на биологических факультетах Московского и Казанского университетов и в 1938-1947 — в Литературном институте им. А.М.Горького. Как сотрудник армейской печати участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. Первое стихотворение для детей Морской бой опубликовал под псевдонимом Борис Вест в 1947 в журнале "Затейник". Регулярно печатался в журнале "Мурзилка", газете "Пионерская правда", выпустил сборники стихов На задней парте (1955), Мартышкино завтра (1956), Никто и другие (1958), Кто на кого похож (1960), Товарищам детям (1966), Школа для птенцов (1970), Считалия (1979), Моя Вообразилия (1980), Если мне подарят лодку (1981) и др. Основная тема детской поэзии Заходера — мир животных, среди которых со своими убедительными и яркими, индивидуализированными характерами и повадками предстают как хорошо известные персонажи (кенгурята, антилопы, верблюды, хорьки, страусы), вызывающие не только умиление, но и раздражение такими чертами, как дикость, невежество, самолюбование, глупость (это кабаны, носороги, павлины, попугаи), так и невиданные звери, известные лишь читателям Л.Даррелла и других классиков мировой детской анималистической литературы, в т.ч. самого Заходера (Кавот, Камут, Мним, Рапунок, Южный Ктототам, Пипа Суринамская). Как и положено героям детских произведений, звери Заходера совершают злые и добрые поступки, разговаривают и спорят между собой и с людьми, обращаются с просьбами о справедливости и защите ("Это зверюшка вполне безобидная. / Правда, наружность у ней незавидная. / Люди бедняжку назвали — „Ехидна". / Люди, одумайтесь! /Как вам не стыдно?!", стихотворение Ехидна). Та же тема определяет и большую часть прозы Заходера — книги сказок Мартышкино завтра (1956), Добрый носорог, Жил-был Фип (обе 1977), сказки Серая звездочка (1963), Русачок (1967), Отшельник и Роза (1969), История Гусеницы, Почему рыбы молчат, Ма-Тари-Кари (все 1970), Сказка про всех на свете (1976) и др. (по многим сняты научно-популярные фильмы), в основе которых лежат рассказы о том или ином "обыкновенном" чуде природы (напр., превращении гусеницы в бабочку), подразумевающем и смысловой метафорический пласт: путь к нахождению истинного собственного Я. Теплом и доброжелательным, понимающим юмором, постоянной словесной игрой (отличительная черта поэтики Заходера) проникнуты его стихи о школьниках Пете и Вове, непоседливых озорниках, с наивной откровенностью рассказывающих о своих проделках и тем самым, не докучая, поучающих "дурным" примером. В историю отечественной детской литературы Заходер вошел как переводчик (зачастую — первый) и перелагатель многих шедевров зарубежной литературы для детей: повестей-сказок А.А.Милна Винни-Пух и все-все-все (др. вариант — Винни-Пух и все остальные, 1960), П.Трэверс Мэри Поппинс (1968), Л.Кэррола Приключения Алисы в Стране Чудес (1971-1972), сказок К.Чапека, братьев Гримм (Бременские музыканты, 1982, и др.), пьесы Дж.М.Барри Питер Пэн (1967), стихотворений Я.Бжехвы, Ю.Тувима, У.Дж.Смита, Л.Керна и др. Выступая скорее как пересказчик текстов английских, чешских, немецких и польских авторов, внося в процесс перевода собственное творческое начало, Заходер сумел, сохранив неповторимый аромат оригинала, органично ввести произведения зарубежной литературы в круг чтения и художественного опыта своих соотечественников, сделав многие из переведенных им произведений любимым чтением россиян всех возрастов. Целый ряд его художественных адаптаций послужил основой музыкальных, сценических, радио- и телеинтерпретаций, стимулом для "продолжений" и подражаний). Среди собственных драматических сочинений Заходера для детского театра — пьесы Ростик в Дремучем Лесу, Мэри Поппинс (обе 1976), Крылья Дюймовочки (1978; две последние в соавторстве с В.Климовским), Приключения Алисы в Стране Чудес (1982), либретто оперы Лопушок у Лукоморья (1977), пьесы для кукольного театра (в т.ч. Очень умные игрушки, 1976). Острота мысли и свежесть поэтического языка отличают и "взрослые" стихи Заходера (Листки: Поэма в стихотворениях, 1965; Мелкие Заходердости и др.). Широко известный не только в нашей стране, но и за рубежом, лауреат многих литературных премий (в т.ч. Международной премии им. Х.К.Андерсена), Заходер блестяще сочетал классические традиции русской литературы со словотворческими обретениями "серебряного века". Умер Заходер в Москве 7 ноября 2000.
Просмотров:
1439
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
13.04.2013
|
|
27 мая 1903 года родилась Елена Александровна Благинина Над рожью, дождиком примятой, Стоит денёк почти сквозной. Орловский ветер пахнет мятой, Полынью, мёдом, тишиной… Автор этих строк, уроженка орловской деревни Елена Благинина не сразу поняла, что родилась поэтом. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом был Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов. В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями. За журнальными публикациями последовали книги. В 1936 г. почти одновременно вышли поэма «Садко» и сборник «Осень». Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка» (1973, 1983, 1988), «Улетают-улетели» (1983), «Гори-гори ясно!» (1990). Последний появился, когда Елены Александровны уже не было в живых, он умерла в 1989 г.
Просмотров:
1535
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
13.04.2013
|
|
С. І. Олійник народився 21 березня (3 квітня) 1908 року в с Пасицели (нині Балтського району Одеської області) в бідній селянській родині. Дитинство провів у селі. У 1923 році переїхав до Одеси, де навчався в середній школі і в 1929 році закінчив Одеський кооперативний технікум. У 1932-1934 роках навчався на літературному факультеті Одеського педінституту. Працював викладачем словесності. З 1929 року співробітничав у газетах, журналах. У 1939 році працював у газеті ВР УРСР «Вiстi». З 1940 року і до початку Великої Вітчизняної війни був співробітником української учительської газети «Радянська освiта». З грудня 1941 по 20 листопада 1943 року С. І. Олійник перебував у Сталінграді і працював там в редакції газети «Сталінградська правда». Писав статті, нариси і вірші про захисників Сталінграда, про робітників, і колгоспників, які допомагали фронту. Навесні 1944 року повернувся до Києва і два роки працював як журналіст у редакції «Когоспнік Украiни». З січня 1946 року є постійним співробітником українського часопису сатири і гумору «Перець». Депутат ВР СРСР (1964-1970). С. І. Олійник помер 11 січня 1982 року. Похований у Києві на Байковому кладовищі. Творчість Друкується з 1926 року. До 25-річчя Радянської України написав російською мовою поему про бійця-танкіста «Іван Семенюк». Повоєнного відновлення села присвячена поема «Іван Коляда». Гостроактуальних сатиричні збірки С. І. Олійника виходили окремими виданнями: «Моi земляки» (1947), «Ознака весни» (1950), «Як ми кажем, так i буде» (1951). У російській перекладі вірші поета Чорнобилі видані в книгах «Моє слово», «Такі у нас справи!». Більшість віршів і оповідань присвячено передовим людям колгоспного села, їх новому соціалістичному відношенню до праці. Різноманітна радянська дійсність підказує письменнику сюжети для його злободенних, життєво правдивих і змістовних творів. Вірші автора часто друкувалися в газеті «Правда» та інших іноземних виданнях, переведені на багато іноземних мов. Нагороди та премії Сталінська премія третього ступеня (1950) - за збірку сатиричних віршів «Наші знайомі» («Наші знакомі») (1948) два ордена Леніна орден «Знак Пошани» медаль «За оборону Сталінграда»
Просмотров:
2363
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
13.04.2013
|
|
МИХАЛКОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ( 1913 - 2009) – поэт, драматург, прозаик, публицист, киносценарист, переводчик, общественный деятель. Родился 28 февраля (13 марта) 1913 в Москве. С 12–13 лет предлагал свои стихи различным журналам и издательствам. В 15 лет – первая публикация – в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону). В это время семья Михалковых жила в Пятигорске, где школьник Сергей Михалков печатается в краевой газете «Терек» и вступает в Терскую ассоциацию пролетарских писателей (ТАПП). С 1933 стихи Михалкова регулярно печатаются на страницах московских газет и журналов. В 1935 в журнале «Пионер», газетах «Известия» и «Комсомольская правда» появились первые стихи Михалкова для детей: Три гражданина, Дядя Степа, А что у вас?, Про мимозу, Упрямый Фома и др. В 1936 в серии «Библиотечка „Огонька"» выходит его первый сборник Стихи для детей. Стихи были звонкие, веселые, динамичные, емкие (порой до афористичности), «основы социального воспитания» (как выразился в своей рецензии в «Правде» А.Фадеев) давались в них не «в лоб», а ненавязчиво, с учетом детской психологии. Лучшее тому доказательство – многие стихи этого времени продолжают читать и любить дети и сегодня. Писал и прозаические сказки. Наиболее известная – Три поросенка (1936) – переложение английской народной сказки. Вошел в детскую литературу быстро и триумфально, тиражи его книг очень быстро сравнялись с тиражами Маршака и Чуковского. «Мэтры» тепло встретили появление нового таланта. Его стихи читали со сцены и по радио И.Ильинский и Рина Зеленая. С самого начала своей деятельности на поприще детской литературы Михалков не только пишет, но и переводит: из Ю.Тувима, Л.Квитко и др. Его переводы по своим художественным достоинствам не уступают оригинальным стихам. Скоро среди детских стихов появляется все больше идеологизированных. Однако стихи оставались упругими, чеканными, врезающимися в память. В 1939 за напечатанное в 1935 в газете «Известия» стихотворение Светлана получил орден Ленина вместе с Шолоховым, Н.Тихоновым, А.Фадеевым и Твардовским. Через год – Сталинская премия за стихи для детей, еще через год – вторая, за сценарий кинофильма Фронтовые подруги (в соавторстве с М.Розенбергом). В 1935 поступил в Литературный институт, но уже в 1937, став членом Союза писателей, оставил студенческую скамью. В 1936 женился на дочери художника П.Кончаловского, внучке художника В.Сурикова, Н.П.Кончаловской, вскоре также ставшей детской писательницей. От этого брака родились два сына Андрон (1937) и Никита (1945), оба впоследствии – известные кинорежиссеры. В 1938 в Московском театре юного зрителя была поставлена пьеса Михалкова Том Кенти (по мотивам повести Марка Твена Принц и нищий). Спектакль не сходил со сцены более сорока лет. Осенью 1939 Михалков призван в армию и мобилизован для работы в армейской печати. Писал очерки, заметки, стихи, юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурам, листовки. В 1943 вместе с Эль-Регистаном работал над словами Государственного Гимна. Со временем возникла необходимость внести в текст гимна изменения: имя Сталина было из него изъято, а в конце 1990-х потребовались уже не отдельные изменения, а новый текст. Слова Гимна России, принятого в 2001, также принадлежат Михалкову. Михалков – автор эпитафии, высеченной на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен), а также стихотворного обращения к воинам, павшим за освобождение Европы, высеченном на цоколе памятника советским солдатам в Вене. С начала Великой Отечественной войны пишет и публикует Быль для детей – о событиях военных лет. После 1945 детские стихи уже не занимают в творчестве Михалкова главенствующее место. Его все больше увлекала драматургия. В 1946 на сцене ТЮЗа появляется пьеса Особое задание, в 1947 – Красный галстук, в 1949 – Я хочу домой! За пьесу Я хочу домой! и антиамериканскую пьесу для взрослых – Илья Головин (также 1949) Михалков получил 3-ю Сталинскую премию. Пьесы для детей и взрослых продолжал писать и в 1950–1980-е. Среди них – комедии Сомбреро (для детей) и Дикари (для взрослых), сошедшие с театральных подмостков в конце 1980-х. В 1950–1970-е появляются и пьесы для малышей: Зайка-зазнайка (1951), Как медведь трубку курил (1954), Трусохвостик (1967). Еще в 1938, когда была написана первая пьеса для детей, Михалков начал работать для кино. В начале он написал текст к мультипликационному фильму В Африке жарко, затем по сценариям Михалкова было поставлено более тридцати мультипликационных и художественных фильмов. Известны Охотничье ружье, Полкан и шавка (оба 1949), Портрет (1965), Хочу бодаться (1968), Комитет 19-ти (1972), Вид на жительство (1972) (две последние в соавторстве с А.Шлепяновым). Не раз Михалков переделывал в сценарии свои пьесы. Так появился фильм У них есть Родина (по пьесе Я хочу домой!) и Дикари (по одноименной пьесе). В 1962 организовал сатирический киножурнал «Фитиль» и стал его главным редактором. В те годы в кинотеатрах перед художественным фильмом в обязательном порядке демонстрировался либо фильм документально-хроникальный, либо «Фитиль». Зрители явно предпочитали «Фитиль»: там зачастую снимались прекрасные актеры, а главное, Михалкову удавалось высмеивать отрицательные черты и явления тогдшней действительности – грубость, хамство, мздоимство. Перу Михалкова принадлежат русские тексты к операм Б.Сметаны Проданная невеста (1949) и А.Дворжака Черт и Кача (1954). Дидактическое начало всегда было свойственно его творчеству. Заметив это, А.Толстой посоветовал ему писать басни. После некоторых сомнений Михалков последовал этому совету и написал около 200-х басен, очень разных как по тематике, так и по художественным достоинствам. Есть остроумные басни о человеческих пороках: (например, Заяц во хмелю, ставший почти классикой) и др. Многие годы сочинял стихотворные подписи к политическим карикатурам Б.Ефимова (В газете «Известия») и М.Абрамова (в «Правде»). За три десятилетия было издано более двадцати альбомов и подборок карикатур со стихотворными подписями на международные и внутренние темы. Начиная с 1960-х часто выступал как публицист, критик и мемуарист (статьи Сатира – орудие коммунистического воспитания, Высокие идеалы писателя-гражданина и т.д.). Статьи о писателях (Тютчеве, Блоке, Луговском, Фадееве, Чуковском и др.) написаны по большей части к юбилеям. С 1971 – Михалков действительный член Академии педагогических наук СССР. В 1978 опубликован его трактат Все начинается с детства (Педагогические раздумья), куда вошли его статьи и выступления по вопросам педагогики и литературы. В 1965–1970 возглавлял Московскую писательскую организацию. С 1970 по 1990 – председатель правления Союза Писателей РСФСР. В книге "Я был советским писателем" Михалков пишет, что в 1991 он «не вышел, а выпал из партии», и добавил «…в моем преклонном возрасте предпочитаю оставаться вне какой-либо партии». С 1992 по 1999 – сопредседатель Исполкома Сообщества Писательских Союзов, а с 1999 – почетный председатель. В 1998 избирается Почетным профессором Московского Государственного Университета Культуры и Искусств. С 2002 член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). Произведения Михалкова переведены на все языки бывших народов Советского Союза, а также на многие европейские и азиатские. Совокупный тираж его книг только на русском языке к началу 21 в. составлял около 250 миллионов экземпляров. Умер 27 августа 2009 года в Москве.
Просмотров:
2411
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
13.04.2013
|
|
ДРАГУНСКИЙ, ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ (1913–1972), русский писатель. Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима – И.Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М.Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930). Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А.Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М.Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. Драгунский создал пародийный «театр в театре» – придуманная им «Синяя птичка» (1948–1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е.Весник, Б.Сичкин, тексты писали В.Масс, В.Дыховичный, В.Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л.Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье. Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок). Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди. В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, – истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь – тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства. Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой – и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993. Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.
Просмотров:
1279
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
13.04.2013
|
|
Николай Николаевич Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем, землекопом, косарем и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на кирпичном в городе Буча. В 19 лет поступает в Киевский художественный институт, но через два года переводится в Московский институт кинематографии. После окончания института Носов занимается режиссурой учебных фильмов для Красной Армии, за эту деятельность награжден в 1943 году орденом Красной Звезды. Известен он и как режиссер многих научно-популярных и детских мультипликационных фильмов. В 1938 году выходит в свет его первый рассказ для детей «Затейники». По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации. В годы Великой Отечественной войны он снял учебный фильм для танкистов, за который впоследствии получил Государственную премию. Позже он много пишет для детского журнала «Мурзилка». В 1945 году выходит первый сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли рассказы: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники». В 1949 году выходит его первая повесть для юного поколения, «Веселая семейка». Этот жанр продолжают «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». В 1952 году за свою литературную деятельность Носов был награжден Сталинской премией. Всенародной любовью пользовалась его трилогия сказок о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». В 1969 году автор был награжден за нее Государственной премией РСФСР им. Н.К. Крупской. В 1969 году выходит сатирический сборник «Иронические юморески» — цикл статей писателя о литературе («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русском алфавите («А, Б, В…»), взаимоотношениях преподавателей и учеников («Второй раз в первый класс») и о некоторых социальных явлениях — мещанстве («Еще об одном, всем надоевшем вопросе»), пьянстве («Об употреблении спиртных напитков»), взаимоотношении отцов и детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах») и т. д. В более поздние годы выходят автобиографические произведения писателя: «Повесть о моём друге Игоре» и «Тайна на дне колодца». Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Просмотров:
997
|
Добавил:
rusy
|
Дата:
13.04.2013
|
| |
|
111
|